Аппаратные средства персонального компьютера


Хорошо известно, как на религиозных картинах эпохи позднего средневековья оживляется фон, начинает оживляться пейзаж, происходит постепенная "реализация" религиозной схемы, есть такие вещи и в древнерусском искусстве. Это видно в небольших сценах из жития того или иного святого. В XIV столетии это уже совершенно ясно выражено. Конечно, это реалистические черты в древнерусском искусстве. Наряду с основным большим образом условной религиозной схемы есть еще какой-то побочный, частный мир, где внесен чувственный рассказ, рассказ изобразительного жанра.

История искусства древней Руси Киевский собор Святой Софии

Киевский собор Святой Софии. Интерьер. XI в.


Русское искусство эпохи Средневековья начиная с X в. и вплоть до конца XVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православной.
Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце X в. при великом князе Владимире Святославиче. Древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет» — сохранила предание о том, как Владимир «испытывал веры», желая выбрать для Руси иную религию вместо язычества. Княжеские послы побывали в соседних странах, где знакомились с обрядами различных религий. Посетив богослужение в великом православном храме Византии — храме Святой Софии столичного города Константинополя, они сказали: «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом, только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той». Именно это переживание красоты как святости сохранится в каждой русской иконе и будет сокровенным идеалом и непреложным законом для каждого истинного творца: иконописца, книжника и зодчего.
Удивительно, как много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками), иконами, было возведено в XI столетии в только-только крещёной стране. В то время мастера-греки (так на Руси называли всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями.

Карта Киевской Руси

Десятинная церковь

Спасо-Преображенский собор в Чернигове В своей основе это был пятиглавый храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью и нартексом — притвором, помещением с западной стороны храма

Устройство крестово-купольного храма
Собор Святой Софии в Киеве Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30-х — начале 50-х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского был возведён самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). Впрочем, это и самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции.

Конструкция Софийского собора

Интерьер Софийского собора

Собор Михаила Златоверхого в Киеве
Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове
С чего начинается каменное строительство на Руси? Летопись однозначно отвечает на этот вопрос – с церкви Богородицы в Киеве, заложенной по заказу князя Владимира в 989 году. Завершен храм был к 996 году. Задумав строительство креститель Руси «приведе мастера от грек», то есть пригласил зодчих из Византии, вероятно, из Константинополя. Какому богородичному празднику был посвящен храм? Этого письменные источники не уточняют. Вероятнее всего, это был храм во имя Успения Богоматери. На это указывает практика строительства городских соборов XII века (Богоматерь Градодержица, Градозащитница).
Искусство художественного оформления книги