Об искусстве и художниках

Физика примеры решения задач
Теоретическая механика
Математический анализ
Операции над множествами
Логические символы
Числовые множества
Теорема Кантора
Предел последовательности
Свойство пределов
Основные свойства интеграла
Табличные интегралы
Интегрирование по частям
Интегрирование рациональных
функций
Дробно-рациональные функции
Непрерывные функции
Предел функции по Коши
Односторонние пределы
Понятие комплексного числа
Точки разрыва функции
Геометрический смысл
производной
Физический смысл производной
Гиперболические функции
Дифференциалы высших
порядков
Теорема Ферма
Теорема Ролля
Теорема Коши
О правилах Лопиталя
Исследование поведения
функции
Выпуклость и точки перегиба
Асимптоты
Построение графиков функций
Интегрирование
Аппаратные средства
персонального компьютера
Технические характеристики ПК
Компьютерные сети
уровень передачи данных
Техника живописи
Об искусстве и художниках
Трещины в слоях масляной живописи
Различные методы в масляной живописи
Лессировки
Смолы средней твердости
Лаки для живописи
Матовые масляные краски
Материалы для грунта и их грунтовка
Клеевой грунт
Палитры
Поступательный ход развития
техники живописи
Подготовка стен для живописи
Масла
Краски древности
Метод живописи, которым пользовались
живописцы Фландрии
Оптическое смешение красок
Техника живописи Леонардо да Винчи
Техника живописи Рибейры,
Веласкеза, Муриль

Строительные материалы

 

Не существует на самом деле того, что величается искусством.

Но та же склонность к приятному и занимательному может стать камнем преткновения, вызвать неприязнь к произведению с менее обольстительным сюжетом.

Маленькие оборвыши, которых запечатлел испанский художник Мурильо {илл. 3), но в картине они обладают несомненным обаянием.

Затруднения в суждениях о красоте возникают потому, что вкусы, представления о прекрасном сильно меняются.

То, что относится к красоте, относится и к выразительности. В самом деле, часто именно выразительные, экспрессивные качества определяют нашу положительную или отрицательную оценку.

Однако начинающий зритель сталкивается и с другой трудностью. Он хочет любоваться мастерским изображением вещей.

Чаще всего, однако, отнюдь не эскизная манера отталкивает зрителей, ценящих жизнеподобие в искусстве. Наибольшее неприятие вызывают картины «неправильно нарисованные», особенно если они созданы в наше время, когда художник «должен научиться большему».

Есть два вопроса, которыми необходимо задаваться всякий раз, когда мы встречаемся с искажениями натуры. Во-первых: не было ли у художника своих оснований для видоизменения внешней реальности?

Нет большего препятствия для наслаждения великими художественными творениями, чем наша неготовность отказаться от предрассудков.

Когда Караваджо представил картину в церковь для размещения ее в алтаре, люди были шокированы, усмотрев в ней непочтительное отношение к святому.

Всякий, кто составлял букет, отбирая и перекладывая цветы, добавляя и убавляя то там, то здесь, испытывал эту удивительную потребность в зрительной уравновешенности форм и красок.

Далее появляется фигура младенца Иоанна, а Иисус смотрит в сторону, за пределы композиции. В следующем наброске художник, видимо, уже теряя терпение, поворачивает голову Христа в разных направлениях.

В искусстве не может быть обязательных правил - ведь никогда нельзя знать заранее, какие задачи поставит перед собой художник. Он может намеренно включить в свою картину резкие, диссонирующие тона, если сочтет это необходимым.

Загадочные истоки Первобытное и «примитивное» искусство. Древняя Америка

Конечно, это только предположение, но оно подтверждается отношением к искусству в нынешних примитивных племенах, сохранивших древние обычаи. Хотя их магические обряды отличаются от древних, художественное творчество сопряжено с аналогичными представлениями о действенной силе образов.

Отличие от нашей культуры здесь не в уровне мастерства, а в характере идейных установок.

Возьмем лист бумаги и нарисуем рожицу: круг и в нем две палочки, обозначающие рот и нос. Взгляните на безглазое лицо. Не кажется ли вам оно невыносимо печальным?

Будучи охотниками, они гораздо лучше нас знакомы с действительной формой орлиного клюва или ушей бобра. И одной такой детали для них вполне достаточно - маска с клювом орла и есть сам орел.

Без объяснений мы никогда бы не смогли понять содержания резной композиции, в которую вложено так много труда и любви. Так часто проиходит с искусством аборигенов. Маска на илл. 28 может привлечь нас своим остроумием, но ее смысл далек от юмористического.

Как и негры Нигерии, индейцы доколумбовой Америки прекрасно умели правдоподобно изображать человеческое лицо. Древние перуанцы, например, изготовляли сосуды в виде человеческих голов, поразительно близких к натуре (илл. 29).

Искусство для вечности Египет, Месопотамия, Крит

Ведь египтяне верили, что тело нужно сохранить для продолжения жизни души в потустороннем мире. Во избежание порчи тела они нашли изощренный способ его бальзамирования с плотным обертыванием ткаными бинтами.

Росписи и рельефы ярко обрисовывают жизнь древних египтян. Но при первом знакомстве они могут вызвать недоумение.

Отличие состоит в том, что египтяне применяли свой метод с гораздо большей последовательностью. Каждый элемент должен быть представлен в наиболее характерном ракурсе.

Усвоив правила и условные приемы египтян, мы станем понимать изобразительный язык, которым они описывали свою повседневную жизнь.

Мы даже обнаруживаем значительные преимущества египетской системы. Здесь нет ничего случайного, ничего нельзя сдвинуть или поменять местами.

Каждый художник обязан был владеть искусством красивого письма, уметь отчетливо и аккуратно вырезать в камне не только изображения, но и иероглифические символы.

Не исключено, что художественная реформа периода XVIII династии стала возможной потому, что фараону и его подданным были известны образцы иноземного искусства с менее жесткими, чем в Египте, канонами.

В те тысячелетия Египет был, разумеется, не единственным могущественным государством на Ближнем Востоке. Из Библии нам известно, что маленькая Палестина располагалась между Египтом на Ниле и возникшими в долине Тигра и Евфрата царствами Вавилона и Ассирии.

Позднее на таких памятниках стали развертывать целые повествования о военных действиях.

Великое пробуждение Греция. VII-V века до н.э.

Среди этих греческих городов-государств (полисов) наибольшего процветания достигли Афины в Аттике; они же сыграли важнейшую роль в художественном развитии.

Живописцам принадлежит крупнейшее из всех открытий - открытие перспективных сокращений.

Свойствами простоты и ясного членения форм отмечен и греческий строительный стиль, возникший в те далекие времена и, как это ни удивительно, бытующий и по сей день в наших городских и сельских местностях.

Произведений, составивших славу Фидия, более не существует.

Два величайших создания Фидия - статуя Афины и статуя Зевса в Олимпии - безвозвратно утрачены, но храмы, в которых они находились, вместе со скульптурным декором, отчасти сохранились.

При раскопках в Олимпии из-под земли извлекли пьедесталы, но стоявшие на них статуи исчезли.

Подобные работы считались рядовыми, они даже не упоминались писателями античности, и остается только гадать, что мы потеряли с утратой таких прославленных шедевров, как Дискобол (Метатель диска), созданный современником Фидия, афинским скульптором Мироном.

На илл. 56 и 57 показаны фрагменты фриза, опоясывающего внутреннюю часть (целлу) здания.

Напомним, что вазописцы шли вслед за пролагавшими новые пути великими мастерами.

Царство прекрасного Греция и греческий мир. IV век до н.э. - I век н.э.

Статуи Фидия славились по всей Греции как воплощенные образы богов.

На протяжении столетий художники постепенно наполняли соками жизни древние сосуды.

Конечно, в таком методе постепенного наполнения схематичного каркаса живой, дышащей плотью реальности была и обратная сторона. Он вел к созданию убедительных человеческих типов, но как быть с индивидуальными характерами?

Созданная Александром империя сыграла исключительную роль в истории греческого искусства, поскольку изобразительный язык, ранее бывший достоянием нескольких малых городов, теперь распространился на полмира.

В этот период были созданы произведения, впоследствии признанные классическими. Когда в 1506 году открыли скульптурную группу Лаокоона (илл. 69), художники и любители искусства были покорены ее трагической выразительностью.

В этой атмосфере богатые люди стали собирать художественные произведения, оплачивая огромными суммами добытые оригиналы и заказывая копии недоступных шедевров.

В эллинистический период, когда Феокрит и другие поэты стали воспевать прелести пастушеской жизни, художники также принялись удовлетворять запросы пресыщенных горожан картинами сельской местности.

Покорители Мира Римляне, буддисты, иудеи и христиане. I—IV века

Наиболее существенные особенности римской архитектуры вытекают из применения арок.

Как правило, римляне делали отдельные заимствования из греческой архитектуры и применяли их к своим нуждам.

Мы видим, как римские легионеры сражаются, добывают пропитание и побивают противника (илл. 78).

В далекой Индии римские героические хроники оказали влияние на художников, иллюстрировавших историю мирного завоевания, историю Будды.

Наконец, еще одна восточная религия - иудаизм - также вступила на путь переложения священной истории на изобразительный язык в целях наставления верующих.

Истоки христианского искусства восходят к более далекому времени, чем приведенный рельеф, но в самых ранних памятниках Иисус никогда не изображался.

В период заката и падения Римской империи это смещение акцентов проявилось не только в религиозном искусстве.

Расхождение путей Рим и Византия. V-XIII век

На первых порах художники еще прибегали к римским приемам изобразительного повествования, однако со временем они все больше отвлекались от деталей, сосредоточиваясь на самом существенном.

Вопрос о назначении искусства, его месте в церковных сооружениях сыграл важную роль во всей европейской истории.

Рассматривая мозаики, созданные греческими мастерами на Балканах и в Италии, мы увидим, что в этой восточной империи обрели новое звучание древневосточные традиции грандиозности и монументальности.

Взгляд на восток Страны мусульманского мира. Китай. II-ХIII века.

Миниатюрные иллюстрации к романам, притчам, историческим повестям, создававшиеся начиная с XIV века в Персии, а затем и в Индии периода правления мусульманской династии Великих Моголов, показывают, какие существенные уроки вынесли художники из предписанной им практики отвлеченного формотворчества.

Художники избегали прямых и ломаных линий, характерных, например, для египетского искусства; их влекли мягко изгибающиеся, волнообразные очертания.

Пожалуй, еще более сильный заряд получило китайское искусство от буддизма.

Связь китайского искусства с религией проявилась не столько в изображении эпизодов из жизнеописания Будды, иллюстрировании доктрин и притч вероучителей, сколько в том, что художественное произведение поддерживало и стимулировало медитативные практики.

Изобразительные правила выводились не из наблюдения натуры, а из изучения работ великих предшественников.

Есть нечто пленительное в сдержанности китайского искусства, в намеренном самоограничении несколькими непритязательными природными мотивами.

 

Математический анализ Интегральное исчисление