Живопись Материалы для грунта и их грунтовка

Материалы для грунта и их грунтовка Живопись

При изготовлении масляного грунта рекомендуется поступать и таким образом: сперва покрывают холст обыкновенным клеевым грунтом, а затем кроют его свинцовыми белилами на льняном масле; прежде чем последние засохнут на поверхности, их посыпают цинковыми белилами.

Пожелтевший и потемневший масляный грунт можно выбелить, прикладывая к нему пропускную бумагу, смоченную перекисью водорода, и выставляя на солнце или перед печкой, которая топится.

Хороший масляный грунт при заламывании с угла и сжимании между пальцами ломается, но после приведения в обычное положение не дает видеть изломов; если же при этом приподымаются частицы грунта и отскакивают, то это указывает на ломкость и хрупкость грунта.

Приступая к живописи на гладком непроницаемом масляном грунте, необходимо механическим или химическим способом открыть его поры и придать ему некоторую шероховатость. Для этого можно пользоваться смесью винного с нашатырным спиртом.

Клеевой грунт

Клеевые и полуклеевые, т. е. полумасляные, грунты во многом отличны по своим свойствам от масляного грунта, перед которым они имеют значительные преимущества:

масляные краски крепко соединяются с клеевыми и полуклеевыми грунтами вследствие большего или меньшего всасывания ими масла из красок;

на тех же основаниях масляные краски лучше просыхают на клеевых и полуклеевых грунтах, чем на масляном грунте, особенно в нижних слоях, что предохраняет живопись от трещин; это свойство названных грунтов имеет особенно важное значение в наше время, когда масляная живопись ведется обыкновенно бессистемно;

грунты эти не требуют много времени на их подготовку, выдерживание и просушивание.

Составляя клеевой грунт, следует строго придерживаться данных рецептуры, отвешивая и измеряя точно количество материалов и воды, полагающихся для составления грунта, но ни в коем случае не беря их на глаз. Даже при большой практике при подобном подходе к делу могут произойти неприятные ошибки. Наиболее безопасным в этом отношении грунтом является не клеевой, а эмульсионный.

Для облегчения работы по составлению грунтов считаю полезным привести здесь ряд объемных мер, сопоставленных с весовыми измерениями некоторых материалов, которые могут помочь делу в том случае, когда у работающего нет под рукой весов, но имеется мензурка или простой чайный стакан.

100 куб. см олифы = 93 г

100 куб. см цинковых белил = 108 г

100 куб. см обыкновенного мела = 70 г

100 куб. см тонкого мела (зубного порошка) = 56 г

1 плитка столярного клея = от 65 до 80 г

1 листик пищевой желатины = 2 г

Примечание

1 чайный стакан обыкновенной емкости = 200 куб. см

1 столовая ложка = 15 куб. см

1 чайная ложка = 15 куб. см

С той же целью облегчения работы большинство рецептов грунта дается в этой книге в упрощенных объемных измерениях.

Правильно приготовленный клеевой и полуклеевой грунт должен отвечать следующим условиям:

иметь достаточную толщину и плотность (при исследовании на просвет не должен иметь отверстий);

не иметь и следов трещин — их не должно быть видно даже в лупу;

иметь достаточное количество связующего вещества, почему при сгибании и заламывании не должен осыпаться;

должен быть эластичным (при сильном нажимании пальцем на изнанку холста не должен давать трещин);

Желатиновый грунт для картона и дерева

Доска или картон проклеивается горячим раствором желатины, которой берется 1 часть на 10 частей воды. Затем к тому же раствору желатины добавляется такое количество мела, гипса или цинковых белил, или смеси названных веществ, чтобы получилась густая масса, размешивающаяся с трудом. После тщательного перемешивания последней к ней прибавляется такое количество воды, чтобы грунт легко можно было наносить кистью. Просохшая доска или картон многократно покрывается грунтом (просушивая каждый предыдущий слой до нанесения последующего), который шлифуется, при смачивании водой, пемзой и по высыхании — стеклянной бумагой.

Рецепт клеевого грунта для холста будет таков.

На одну весовую часть столярного или рыбьего клея, или желатины берется от 8 до 10 весовых частей цинковых белил чистых или в смешении с мелом. Чем меньшее количество вводится белил и мела в грунт, тем последний становится плотнее, чем большее — тем рыхлее. Воды для составления грунта берется, в зависимости от надобности, от 5 до 12 и более частей на единицу клея.

Даем рецептуру эмульсионных грунтов:

Клеевой эмульсионный грунт

Столярного клея 20 г или ¼ больш. плитки

Воды к нему 100 г или ½ стакана

Олифы льняной 100 куб. см или 1/2 стакана

Цинковых белил 110 г или 3/4 стакана

Тонкого мела 35 г или 3/4 стакана

Желатиновый эмульсионный грунт

Желатины технической 20 г 

Воды к ней 200 г (1 стакан)

Цинковых белил 100  куб. см (1/2 стак.)

Олифы льняной 40—100 куб. см (от 1/5 до 1/2 стак.)

Воды  100 куб. см (1/2 стак.)

Казеиновый грунт с маслом

Казеина 10 г Казеина 20 г

Воды к нему 60 куб. см Воды к нему 145 куб. см

Нашат. спирта  4 куб. см Нашат. спирта 10 куб. см

Эмульсионный грунт с тюбиковыми цинковыми белилами

За неимением под руками цинковых белил в порошке можно приготовить эмульсионный грунт с масляными цинковыми белилами, продающимися в тюбиках для живописи. В этом случае поступают так:

Составив средней густоты, раствор столярного клея, в него замешивают такое количество тонкого порошка мела, чтобы получилась смесь, подобная густой сметане. В эту смесь вводят, затем тюбиковые белила в количестве от 2/3 до 3/4 объема ее, хорошо перемешивают и добавляют затем необходимое количество воды, в зависимости от предполагаемого способа разложения грунта на холсте, щеткой или кистью.

Английский романтизм. Кризис монархической системы и утверждение буржуазии как правящего класса. Эстетические приоритеты буржуазии: искусство как отражение повседневных реалий и драм. Ведущие литературные системы (методы) периода - романтизм (реакция на Французскую буржуазную революцию, положительная либо, наоборот, отрицательная) и реализм (стремление отражать мир объективно, "так, как он есть"). Идеи немецкой классической философии
Лаки для живописи